Консультации

Консультация для родителей:
«Хороший пример заразителен»

Детство, как всем хорошо известно, сензитивный период для развития всех психических функций человека, период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Итальянский педагог Мария Монтессори (которая, собственно, одной из первых определила границы сензитивных периодов развития и восприятия у детей) отмечала, что с рождения до 3-х летнего возраста период восприятия порядка, до 5,5 лет сенсорного развития, до 6 лет речевого развития. Сензитивным периодом развития социальных навыков является возраст 2,5 - 6 лет. Задачей родителей в пору детства является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самых пеленок правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме.
Что именно должны вложить родители в сознание ребенка, конечно же, определяется семьей, никаких прописанных постулатов не существует и маловероятно, что они будут когда-нибудь узаконены. Но любой взрослый человек, который существует в социуме и каждый день непосредственно контактирует с людьми, должен понимать, что как только у ребенка начался процесс развития активной речи, прививка у ребенка культуры общения - очень важный момент в его социальном развитии. А где ребёнку этому учиться, как не у своих родителей?
Очень важно не только научить ребенка правильным, вежливым словам, но и постараться объяснить ребенку смысл этого обряда, значения всей культуры общения. Члены семьи объясняют малышу бытовые ритуалы, такие как мытье рук и последующее их вытирание для предотвращения отравления. Так и слова приветствия следует говорить не потому только, что ты знаешь этого человека, а именно потому, что этими словами можно выразить свое уважение и пожелать здоровья собеседнику (Здравствуйте - от слова «здравие»).
Очень часто в детском саду родители отправляют малыша сказать «до свидания» воспитателю, а сами при этом ждут в дверях, забывая, что лучшим примером для ребенка являются они сами. Если кто-то из них сам будет регулярно прощаться с воспитателями, то у ребенка лучше произойдет закрепление этого действия, принятия его как нормы поведения. Если отец в транспорте будет уступать место пожилым людям и женщинам с детьми, вероятнее всего, для будущего мужчины навсегда будет правилом этот поступок.
Взрослые в присутствии детей никогда не должны отступать от определёенных норм, иначе ребенок может запутаться, какой образ поведения верен, а какой нет и какой линии поведения стоит придерживаться. Поведение у детей не очень устойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного или прочитанного. Ребёнок еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и «образца». В этот период жизни любой ребёнок очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он ещё подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Поэтому в своей нравственной ориентации он вынужден равняться на взрослых.
В заключении хочется вспомнить такие слова Порфирия Кавсокаливита: «Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно - твое достояние, которое ты сохранишь, если будешь внимателен на всю свою жизнь». Родителям не нужно забывать, что ребенок - это зеркало семьи, если вы хотите вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами должны вести себя достойно.


Сензитивный период развития ребёнка — период, в пределах которого у ребёнка складываются самые благоприятные условия для формирования определенных качеств, психологических свойств и различных видов поведения.

(Источник: https://sad5narovlia.schools.by/pages/konsultatsii-dlja-roditelej-srednej-gruppy)

Что нужно знать родителям
о возрастных особенностях 
детей 4-5 лет

Содержание:
Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.

Психологическое развитие

На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.
1.   Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
2. Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
3. Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
4. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
5. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
6. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
7.  Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
8. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
9. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.
Родителям на заметку. Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность.

Интеллектуальные особенности

Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.
Математические умения
1. Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
2. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
3. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
4. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
5.  Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

Логическое мышление
1. Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
2.  Увеличивается объём памяти.
3.  Повышается устойчивость внимания.
4. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
5. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
6. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
7. Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
8. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
9. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
10.  Подбирает противоположные слова.
11. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.

Речевое развитие
1. Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
2. Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
3.  Употребляет множественное число.
4.  Находит предмет по описанию.
5.   Понимает значение предлогов.
6.   Знает профессии.
7. Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
8. Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
9. Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.

Окружающий мир
1.  Различает овощи, фрукты и ягоды.
2.  Знает насекомых.
3.  Называет домашних животных.
4. Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.

Повседневные навыки
1.  Самостоятельно надевает носки и колготки.
2. Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой.
3.  Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
4. Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
6.  Различает правую и левую руку.

С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

Физическое развитие

Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.
1.  Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.
2.  Движение им по-прежнему необходимо.
4.  Ребёнок становится ловким и быстрым.
5.  Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.
6.  Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг.
7.  Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.
8.  Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.
9.  Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.
10. Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.
11.  Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.
12.  Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.
13. Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.
14. Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы.
15. Быстрое образование условно-рефлекторных связей.
16. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.
Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.
Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.

Советы родителям

Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.
1. Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.
2. Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
3. Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.
4. Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
5. Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.
6. Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.
7. Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.
8. Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
9. Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
10.  Играйте с ним дома.
11.  Читайте книги.
12.  Закрепляйте любые полученные знания.



Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.

                                                         (Источник Интернет)


Памятка для родителей
Что должен уметь ребенок в возрасте 4 лет?

К четырем годам ребенок должен уметь: 

МАТЕМАТИКА 
- Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много;
- Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- Показывать правую и левую руку;
- Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева;
- Показывать, что находится вверху и внизу от него;
- Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
- Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения;        
- Объяснять словами, каких предметов больше, каких меньше, каких поровну;
- Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте);
- Объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже);
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;
- Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 

- Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.;

- Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит);
- После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке;
- Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных;
- Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
- Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, и т.д.;
- Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за;
- Употреблять вопросы. предложения с однородными членами;
- Отвечать на простейшие. 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 

- Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки;

- Сказать, свой возраст;
- Назвать город, в котором он живет; свой домашний адрес;
- Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки;
- Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений;
- Назвать отличительные особенности внешнего вида домашних и диких животных и их детенышей;
- Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величину, цвет и форму, назначение, существенные детали и части предметов;
- Различить и назвать погодные явления;
- Назвать несколько профессий;
- Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.

ВНИМАНИЕ 
- Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки;
- Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например, снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул);
- Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора;
- Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками;
- Самостоятельно называть сходства и различия в картинках;
- Находить одинаковые предметы без посторонней помощи;
- Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку;
- Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут;
- Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.

МЫШЛЕНИЕ 
- Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке;
- Подбирать самостоятельно фигуры в нужные отверстия;
- Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; (дом. жив.) 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек;(цветы) 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло (мебель);
- Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор;
- Находить пару каждому предмету;
- Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? Сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»;
- Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло) ; перо- легкое, а камень … (тяжелый) ; камень твердый, а подушка… (мягкая) ; дерево высокое, а пенек… (низкий);
- Решать простые логические задачи;
- Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

ПАМЯТЬ 
- Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки;
- Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату;
- Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез;
- Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза;
- Повторить на слух цифры в определенном порядке: три - один -пять; один -четыре - два – шесть;
- Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов;
- Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок. Пересказывать содержание услышанной сказки;
- Запоминать содержание сюжетного рисунка.
- Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, яркие события своей жизни.

МЕЛКА МОТОРИКА
- Запускать мелкие волчки;
- Показывать отдельно один палец (указательный, за тем два (указательный и средний);
- Кистями рук делать «фонарики»;
- Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку;
- Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре;
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии;
- Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим;
- Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги;
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков;
- Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры;
- Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края;

- Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.

(Источник Интернет)


Памятка для родителей

 













С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО утвержден 14 ноября 2013 г. приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.)

Стандарт – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.
В основе ФГОС:
*       Конвенция ООН о правах ребенка.
*       Конституция РФ.
*       Законодательство РФ.

ФГОС – новая страница в дошкольном образовании
* Ребёнка ценят, а не оценивают!
* Дошкольное детство не призвано к школе, к развитию знаний, умений, навыков!
* Самоценность детства! Значимо то, что происходит с ребенком сейчас, а не подготовка к следующему периоду!
* Содействие и сотрудничество ребенка - активного деятеля и взрослого!

Ключевой результат внедрения стандарта -поддержка разнообразия ребёнка:   
*       инициативности;
*       самостоятельности;
*       уверенности в себе;
*       воображения;
*       физического развития;
*       волевых усилий;
*       любознательности;
*       интереса ребенка.


*         Дошкольное образование впервые стало первой ступенью общего образования;

*         Признана значимость дошкольного образования в развитии ребенка;

*         Повышаются требования к дошкольному образованию;

*         Детство рассматривается в контексте «культуры достоинства».

*         В ФГОС ДО - главное не результат, а условия!

*         ФГОС ДО направлен на образование и развитие ребенка, через игру и другую понятную, доступную детям деятельность.

     *  ФГОС ДО ориентирует на сохранение здоровья, обеспечение безопасности и воспитание здорового образа жизни ребенка.



КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Возрастные особенности детей 3—4 лет


Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности —игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
ü     Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
ü     Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
ü     Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
ü     Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
ü     Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
ü     Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
ü     Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно:

ü     С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
ü     Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
ü     Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
ü     Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
ü     Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
ü     Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
ü     Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
(Источник Интернет)


Консультация для родителей:
«Детская безопасность в летний период»

      Безопасность ребенка на улице и дома.
Уважаемые родители, не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период. Постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице и дома:
·        Не уходи далеко от своего дома, двора.
·        Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
·        Не гуляй до темноты.
·        Обходи компании незнакомых подростков.
·        Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
·        Не входи с незнакомым человеком в подъезд. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
·        Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
·        Не садись в чужую машину.
·        На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
·        Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
·        В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют
силу, кричи, вырывайся, убегай.

Помните и о правилах безопасности вашего ребёнка дома:
·        не оставляйте без присмотра включенные электроприборы;
·        не оставляйте ребёнка одного в квартире;
·        заблокируйте доступ к розеткам;
·        избегайте контакта ребёнка с газовой плитой и спичками.
Ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения.
Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с ребенком на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами.
Помните, что ваш ребёнок должен усвоить:
ü без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
ü ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
ü переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
ü проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
ü движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора;
ü в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки и какие-либо предметы.
Помните! Ребенок берёт пример с вас – родителей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению ребёнка на улице и дома.

Осторожность на воде
Летний период несет в себе не только радость каникул, возможность загорать и купаться, но и высокие риски для детей. Связанно это с множеством факторов. Летом дети едут отдыхать в детские лагеря, в деревню к бабушкам, ходят купаться на речку и играть в лесу, всё это несет различные угрозы.
Не игнорируйте правила поведения на воде и не разрешайте делать это
детям. Не купайтесь с ними в местах, где это запрещено. Не заплывайте за буйки, не прыгайте в воду со скал или в местах с неизвестным дном. Старайтесь держать ребенка в поле своего зрения, когда он находится
в воде. Для детей, которые плохо плавают, применяйте специальные
средства безопасности, надувные нарукавники или жилеты. Строго контролируйте нахождения ребенка в воде, чтобы избежать переохлаждения. После купания в соленой воде необходимо помыться пресной.
Обучите детей правилам поведения в критических ситуациях, объясните опасность водоворотов, судорог, больших волн, сильных течений и т.д. Научите азам техники спасения утопающих, если вы не можете сделать это сами, то сходите к инструктору по плаванию.

Как бороться с комарами.
Укусы комаров не только оставляют после себя мучительный зуд. Эти насекомые могут быть и по настоящему опасными, если они переносят возбудителя малярии. Известно более двух тысяч видов комаров. Причем далеко не все они являются переносчиками малярии. Несмотря на то, что в последнее время количество малярийных комаров в средней полосе увеличилось, в большинстве случаев мы наблюдаем обычные виды этих насекомых. Кровь сосут лишь особи женского пола и лишь тогда, когда они готовятся к откладыванию яиц. Протеины крови необходимы комарихам, для того чтобы отложить как можно больше яиц. Так, «голодная» комариха может отложить не больше 50 яиц, а сытая – уже до 300. Обнаружить свою добычу комар может за несколько километров! Жало его похоже на шприц, игла которого еще прикрыта особым протекторным чехольчиком. Как только жало введено в тело, в ткани человека тут же впрыскивается вещество, препятствующее сворачиванию крови. Для взрослого здорового человека не опасны даже пятьсот укусов комара. Однако для аллергика и одного может быть достаточно, чтобы вызвать тяжелую аллергическую реакцию и даже летальный исход. 
Что делать после укуса? 
        1. Сделать после укуса крепкий раствор пищевой соды и периодически обрабатывать зудящее место. 
2. Смазывать укусы спиртовой настойкой календулы, борным спиртом, томатным соком.
3. Сделать холодную примочку. 
4. При множественных укусах принять антигистаминное средство. 
5. В походной аптечке или на даче непременно следует держать антигистаминный препарат, фенистил или фукорцин (снимают зуд и даже устраняют ожоги крапивы). 
        Народные методы при укусах комаров: 
1. Обработать сметаной или кефиром. 
2. Приложить к месту укуса лист черемухи или подорожника. 
3. Смазать пораженное место бальзамом «Звездочка».
Хорошего семейного отдыха вам!
(Источник Интернет)


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Адаптация ребёнка к детскому саду»

 
Уважаемые родители, поздравляем Вас,
скоро Вам и вашему малышу предстоит начать новую жизнь!

Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас.
Ребёнок чувствует, если родители сомневаются.

Расскажите ребёнку, что такое детский сад и почему Вы хотите, чтобы он посещал его. Содержание беседы зависит от возраста ребёнка. Например, беседа может быть такой: «Детский сад – это очень красивый дом, куда мамы и папы отводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие кровати, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Дети здесь играют, едят, гуляют.
      Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. А ты можешь пойти в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошёл день, а я расскажу тебе, что было интересного у меня на работе. Многие мамы и папы хотели бы отвести в детский сад своего ребёнка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить».
v Не спрашивайте у малыша: «Хочешь ли ты ходить в детский сад?». Если он ответит отрицательно, а вопрос о походе в сад Вами уже предопределён, это может дополнительно расстроить Вашего ребёнка.
v Ребёнок может принести в группу любимую игрушку, книжку или милый пустячок, с которым он не расстаётся дома. Это поможет ребёнку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению. Предложите ребёнку рассказать своей любимой игрушке про детский сад, пусть ребёнок покажет ей свой шкафчик, кроватку и т.д.
v     Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике, чтобы ребёнок наутро снова с нею встретился. Если ребёнок на это не соглашается, пусть игрушка «ходит» вместе с ним ежедневно и «знакомится» там с другими детьми.
v     В первые дни оградите ребёнка от дополнительного общения: походов в гости, детские площадки и т.д. Лучше после детского сада вместе с ребёнком побыть дома. Так как ребёнку (его нервной системе) необходимо отдохнуть от эмоционально насыщенного дня.
v     Скажите честно ребёнку, куда и зачем Вы идёте спокойной, уверенной интонацией. Ни в коем случае не обманывайте малыша. Если Вы сказали, что пошли в магазин – покажите ребёнку покупки…
v     Скажите точно ребёнку, когда Вы вернётесь. Например: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь».

Помните, что Ваш ребёнок в надёжных и профессиональных руках!

Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребёнка к детскому саду, иногда на привыкание ребёнка к дошкольному учреждению может потребоваться не один месяц. Рассчитывайте свои планы и возможности.

Проходя мимо детского сада, с радостной интонацией напоминайте ребёнку, как ему повезло: осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, о том, что гордитесь своим сыном (дочерью), - ведь его приняли в детский сад.
И в тоже время не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии. Это может вызвать страх и неуверенность в собственных силах ребёнка.

И чтобы малыш как можно легче и спокойнее прошёл этот нелёгкий, но очень важный период в жизни,
 мы хотим предложить Вам несколько рекомендаций:

v     Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу. Чаще хвалите ребёнка, обнимайте, говорите, что очень любите. Уделяйте ребёнку больше внимания, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте малейшие изменения в настроении.
v     Познакомьте ребёнка с режимом дня в детском саду. Чем чаще Вы будете его соблюдать, тем спокойнее ребёнок воспримет новые правила. Спрашивайте, куда он будет складывать свои вещи после прогулки, что он будет делать после обеда. Такими вопросами Вы сможете проконтролировать, как ребёнок усвоил последовательность режимных моментов в дошкольном учреждении. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит так, как было обещано, то чувствует себя увереннее.       
v     К началу посещения детского сада прививайте ребёнку элементарные навыки самообслуживания.
 Ребёнок должен уметь самостоятельно:
-мыть руки с мылом и вытирать их;
-ходить в туалет;
-пользоваться столовыми приборами;
-одеваться самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

Поговорите с ним о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью и как он это должен сделать. Например: - Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И воспитатель нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, обязательно скажи об этом. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома.
v     В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Не пугайте ребёнка д/с, например: «Не хочешь есть сам, вот придёшь в д/с- там тебя научат!» или «Учись есть сам, тогда тебя возьмут в д/с».
v     Расширяйте круг общения ребёнка с другими детьми и взрослыми. Поощряйте игры с другими детьми. Личным примером учите ребёнка общаться, знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои. Не пренебрегайте такими простыми фразами, как: «Если хочешь поиграть с девочкой (мальчиком), подойди и скажи: «Как тебя зовут?». В присутствии своего ребёнка называйте этих детей по имени. Говорите дома о новых знакомых.
v     Будьте спокойны и уравновешенны, так как дети очень легко перенимают тревожность от своих близких. Личная тревожность матери часто является причиной беспокойства у ребёнка. Когда Вы уходите, расставайтесь с ребёнком быстро и легко, иначе у ребёнка появиться тревога.
v     При расставании с ребёнком в группе: будьте настойчивы и спокойны. Даже, если ребёнок плачет и хватается за Вас, улыбнитесь ему и скажите: «Всё будет хорошо, вечером я приду за тобой» и не оглядываясь, уходите.





КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ОСЕННИЕ ЗАБАВЫ» 
              
Вот и промелькнуло лето в своем ситцевом цветастом сарафанчике! На смену ему пришла красавица - осень! Осень - чудная пора! Еще стоят теплые солнечные денечки, а деревья стоят уже в своем золотом убранстве! Постарайтесь использовать их для наблюдений за природой, для игр и общения с ребенком.
Выберите одно из деревьев, и в течение месяца наблюдайте за ним. И увидите чудеса преображения: как листочки из зеленых превращаются в золотые и красные, а потом дерево постепенно теряет свое яркое убранство, пока ветви совсем не оголятся. Можно совместно с ребенком вести дневник наблюдений, в котором будете зарисовывать все изменения, происходящие с деревом.
Гуляя, обратите внимание ребенка на то, что происходит с растениями: цветы отцветают, листья на деревьях изменили свой цвет: пожелтели и покраснели. При малейшем дуновении ветерка они, кружась, падают на землю. Объясните ребенку, что это явление называется листопад. 
Соберите букет из осенних листьев, дома засушите их или прогладьте утюгом через лист бумаги. Сделайте вместе с ребенком аппликацию из осенних листьев. Для работы, прежде всего, составьте эскиз композиции, подберите материал, подходящий по цвету, форме, величине (ребенок должен тоже принимать в этом участие!). Для основы лучше всего взять плотную цветную бумагу (картон). Расположите композицию на фоне, проверьте правильность расположения и только после этого можно наклеивать листочки. Недостающие элементы изображений можно дорисовать. 
Для того чтобы листья не меняли свою окраску при наклеивании используйте клей ПВА. Не забывайте хвалить ребенка, ведь этим Вы только подбодрите его.
Еще из засушенных листьев можно сделать гербарий: каждый из листочков приклеить на картон (один засушенный листочек на лист картона), подписать название дерева, вложить в файлы, а затем поместить в папку. Папку с гербарием можно назвать «Деревья нашего парка» или «Деревья нашего района (города)». Рассматривая гербарий, ребенок быстрее запомнит названия деревьев.
Отдельно соберите желуди, шишки, каштаны, крылатки ясеня, клена (плоды и семена тех деревьев, которые собраны в гербарии). Предложите ребенку поиграть в игру «С какой ветки детки» - подобрать плод или семя к предложенному листочку и назвать его.
Помните! Собирая природный материал нельзя обламывать ветки, вырывать цветы с корнем. Напоминайте детям, что природа живая, нельзя делать ей больно.
Выразительно прочтите ребенку стихотворение об осени, предложите выучить его:

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Это, конечно же, не все, чем можно заняться осенними днями. Главное – это то, что вы вместе со своим ребенком проводите время, учите его чему-то новому и учитесь вместе с ним!

                                                                                                (Источник Интернет)


Консультация для родителей

ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР   ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ
Компьютер уже давно стал и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И дети зачастую знакомятся с компьютером «с пелёнок». Перед родителями встаёт дилемма: специалисты разделяются во мнениях, когда следует начинать это знакомство. Одни уверены, что знакомить детей с компьютером можно уже с трёх лет, другие же считают, что это знакомство следует отложить до 5-7 лет, так как компьютер не может дать ребёнку незаменимый опыт, который он получает от общения с родителями, педагогами, сверстниками и детьми более старшего возраста. Однако допускается эпизодическая (не чаще 3-4 раз в неделю и не более одного раза в день) работа за компьютером в течение непродолжительного времени (для 3-4 летнего ребёнка 10-15 минут в день, 5-6 лет - 20-30 минут, 7-8 лет - 40-60 минут).
Для полноценного развития дошкольник должен рисовать, лепить, конструировать, в том числе и из бумаги и из различных природных и бросовых материалов, читать, играть в различные виды игр (сюжетные, театрализованные, настольные, подвижные) и компьютер не сможет заменить ни одно из этих занятий, но может использоваться как дополнительное средство развития ребёнка. Занятия на компьютере развивают у ребёнка быстроту реакций, мелкую моторику, память, логическое и абстрактное мышление, зрительно-моторную координацию, способствует формированию таких важных структур, а познавательная мотивация, произвольные внимание и память. Для детей шестилетнего возраста особенно важно развитие этих качеств, так как именно они свидетельствуют о психологической готовности ребёнка к школе. Компьютер ускоряет и оптимизирует процесс мышления, даёт возможность получить больше информации. Игры помогают научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключатся с одного действия на другое.
Всё выше сказанное говорит в пользу того, что компьютер - это друг дошкольника. Но, есть вероятность того, что компьютер может стать ему врагом. Это происходит в тех случаях, когда дети не соблюдают простые правила, установленные, чтобы свести минимуму негативное влияние компьютера на здоровье и психику ребёнка.
Это происходит в тех случаях, когда дети не соблюдают простые правила, установленные для того, чтобы свести к минимуму негативное влияние компьютера на здоровье и психику ребёнка. Основные факторы негативного влияния компьютера на организм дошкольника это:
1. Нагрузка на зрение (сидя перед компьютером, мы не замечаем постоянного мерцания экрана и его свечение, которые приводят к напряжению внутриглазных мышц, из-за этого часто развивается синдром сухого глаза);
2. Стеснённая поза (в результате долгого сидения в неподвижном положении появляются головные боли, онемение, боли в мышцах шеи, плеч и спины);
3. Излучение (несмотря на то, что от современных мониторов излучения исходит мало, как от любого электрического прибора, нельзя списывать этот фактор);
4. Воздействие на психику (может вызвать психическую зависимость, стать фактором стресса, раздражительности, повышенной возбудимости, это касается особенно гиперактивных детей).
Несомненно компьютер – это дополнительное средство развития дошкольника и способствует развитию психических качеств, которые в последствие будут необходимы ребёнку в школе, но без должного контроля со стороны взрослых компьютер может из полезного средства развития ребёнка превратиться в источник отрицательного влияния на психологическое и физическое здоровье дошкольника.
(Источник Интернет)
               Работа с родителями

Консультации для родителей

Капризы и упрямство

      Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
1.      Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.
2.      Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
3.      Своеволием.
4.      Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
      УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
        КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
 3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.
4 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать.
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

(Источник Интернет)

Консультация для родителей в старшей группе
«Как победить застенчивость»

    Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости.
      Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?
      Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.
     Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.
     Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.
     У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.
Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.
     Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

      Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.
(Источник Интернет)

Консультация для родителей
«Книги, которые учат»
Для чего нужны детские книжки?
     Детские книжки сопровождают людей с самого детства. Многие дети еще и говорить не умеют, а бабушки и мамы рассказывают или читают им сказки, показывают веселые иллюстрации. Сказки – занимательные, веселые, поучительные, страшные – сопровождают детей в мир взрослых. 
      Даже в зрелом возрасте иной раз хочется вернуться в детство, открыть и почитают любимую детскую книжку. Книги детям знакомят с богатством народов мира и лучшими достижениями в области детской литературы. Самое главное, что привносят книжки в жизнь детей – это сопереживания и бессознательное отождествление себя с героями сказок и рассказов. 

      Поэтому так важно выбирать хорошие, добрые книги детям. Взрослые должны обращать внимание на персонажей, на их характеры. Детские книжки должны быть живыми, интересными, написанными талантливым языком, иначе не возникнет сопереживания. 

      Малыши понимают, о чем говорят взрослые, задолго до того, как начинают говорить сами. Поэтому они так любят слушать, когда им читают. Поскольку у маленького ребенка круг понимания ограничен, детские книжки должны предлагать большое количество иллюстраций. 

На их основе ребенок понимает, о чем история. Самым маленьким деткам читают обычно короткие сказки и истории, написанные простыми предложениями. Яркие рассказы и стихи очень нравятся малышам, и они просят читать их еще и еще. 

       Поэтому первые книги детям должны быть красочными, чтобы взрослые могли показать ребенку всех персонажей, вместе их рассмотреть. 

      Детям младше 2,5 лет лучше не читать книжек с плохим концом. Психологи считают, что малышам очень важен хороший конец, благодаря ему возникает чувство надежности и нерушимости мира. Плохое окончание может стать причиной возникновения различных страхов. 

      Чем старше дети, тем более серьезными должны быть книги детям. За элементарными историями следуют рассказы побольше, состоящие из нескольких связанных по смыслу эпизодов. И все же, хороший конец детских произведений должен сопровождать их до шести лет. Дети любят захватывающие сюжеты, они вместе с любимыми героями проживают различные ситуации. 

     Очень часто ребенок, начавший читать самостоятельно, выбирает короткие и простые рассказы с яркими картинками, которые ему читали в раннем детстве. Поэтому не стоит выбрасывать детские книжки, они помогают ребенку справиться с первыми шагами самостоятельного чтения. Простые сюжеты легко прочитать и потом пересказать. 

     Младшие школьники просто обожают книги детям с увлекательными приключениями и забавными рассказами. Они уже готовы воспринимать сложные картины мира. Дети вместе с героями преодолевают конфликты, учатся устанавливать взаимоотношения с другими людьми, чувствовать и сопереживать. 

      Книги детям очень разнообразны, и для каждого возраста найдутся свои. И никакие современные технологии не способны заменить их достоинства.

Без детских книг ребенок не может полноценно расти и развиваться.
Хорошие книги учат наших детей добру, дружбе, способствуют развитию многих положительных качеств ребенка, способствуют вырастить из крошки гармоничную личность.
Ответственные родители должны прививать своим детям любовь к книге с раннего детства.
В современном мире существует огромное количество детских книг на разную тематику и возраст.
Это и сказки, потешки для малышей, рассказы и приключения для детей постарше, стихи, энциклопедии и многое другое.
Подбирайте книги, которые понравятся вашим детям. 


(Источник Интернет)



Консультация для педагогов и родителей
РАЗВИВАЕМ   ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ
Волшебная коробка
Возьмите большую коробку и сложите в нее одежду, которую вы уже не носите, старые шапки и шляпки, обувь, платья перчатки, старые занавески. Расскажите ребенку, что это волшебная коробка, в ней много разных вещей, с которыми можно играть в переодевания. Открывайте коробку и начинайте придумывать наряды. Помогите сыну или дочке соорудить задуманный наряд из подручных материалов. Ваш ребенок может превратиться в кого угодно, в короля, принцессу, невесту.

Что это может быть
Возьмите несколько простых предметов: кубик, палочку, камешек, коробочку. Теперь предложите ребенку придумать, ч ем может быть, например палочка (ложкой, градусником, удочкой и т.д.). Попробуйте придумать по несколько применений для каждого из подготовленных предметов.
Можно поиграть в эту игру наоборот. Предложите ребенку придумать, какие предметы можно использовать вместо кроватки для куклы, вместо машины и т.д.

Слон и муха
Попросите ребенка представить себе слона. Какого он размера, какой сильный и тяжелый. Пусть малыш покажет, как такое большое животное двигается. Как слон поворачивается кругом? Как бегает, когда очень спешит? А если представить себя отдыхающим слоном?
Теперь пусть малыш представит себя маленькой мухой. Как она легко летает, какая подвижная. А если представить их встречу? Помогите ребенку это разыграть. В конце игры спросите, кем ему больше понравилось быть?
Найди и коснись
В этой игре ведущий предлагает детям расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят детей задуматься.
Итак, найдите и коснитесь:
– чего-либо красного;
– холодного на ощупь;
– шершавого;
– круглого;
– железного;
– голубого;
– прозрачного;
– зеленого;
– из золота;
– чего-нибудь, что легче воздуха;
– части одежды, показавшейся Вам шикарной;
– руки, которую Вы находите интересной;

Представьте себе
Предложите ребенку пофантазировать и представить себя неодушевленным предметом. Подскажите ребенку, что он может изобразить, например, мячик, холодильник, кипящий чайник, тающий лед. Потом попросите малыша самому придумывать, что он будет изображать, а вы попытайтесь отгадать, что это.

А что, если…
Спросите у своего ребенка, а что случится, если…
-у кошки вырастут рога?
-взрослые будут ходить в детский сад, а дети на работу?
-все дома станут вдруг шоколадными?
-стаканы сделать изо льда?
-дома будут треугольными?
-мягкая игрушка собака начнет расти?
И т.д.
Если ребенок затрудняется, попробуйте более простые вопросы и пофантазируйте вместе с ним.

Разминка для ума
По каким признакам дали названия этим
животным:                           
сороконожка
носорог
утконос
землеройка
кукушка и т.д.
грибам:                                              
подосиновик
подберезовик
боровик
масленок рыжик и т.д.
предметам:                            
 звездолет
бескозырка
подсвечник
будильник и т.д.
Какие предметы дружат с числом 4 или 3 и т.д.?
О чем можно сказать: бегут или бежит?
Чем можно рисовать? На чем можно рисовать?
Что есть у дерева всегда, а что появляется и пропадает?