Игры

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

1.      «Котята»
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз - котёнок самый белый,
Два - котёнок самый смелый,
Три - котёнок самый умный,
А Четыре - самый шумный.
Пять похож на Три и Два -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать!

2.     «Паучок»
Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.
  
3.     «Пальчики в саду»
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
 

4.     «Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!
Разбегайтесь кто-куда!

5.     «Мыши»
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.

6.  «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка 
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
  
7.  «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
   Капусту,
     Морковку,
       Горох,
         Петрушку и свеклу.
           Ох!..
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
  Капуста?
     Морковка?
       Горох?
         Петрушка иль свекла?
           Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
  Капусту,
    Морковку,
      Горох,
        Петрушку и свеклу.
          Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
  Капуста,
    Морковка,
      Горох,
        Петрушка и свекла.
          Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

8.  «Дом и ворота»
На поляне дом стоит, («дом»)
Ну а к дому путь закрыт, («ворота закрыты»)
Мы ворота открываем, («ворота открыты»)
В этот домик приглашаем. («дом»)

9.  «Белка и ворона»
Белка по сосне скакала («белка скачет»)
И ворону увидала: («ворона»)
– Залезай ко мне в дупло! («дупло»)

В нем и сухо, и тепло!


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ


     Подвижная игра «Поезд»
Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

  Подвижная игра «Воробушки и кот»
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

   Подвижная игра «Карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.
Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.

    Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.


Аппликации 

из геометрических фигур

Аппликация из геометрических фигур – необыкновенно увлекательное и полезное занятие, с помощью которого у каждого ребёнка можно развить:
1.   ассоциативное мышление;
2.  творческую фантазию;
3.  художественный вкус;
4. глазомер;
5.  цветовосприятие.
В ходе занятий ребёнок получит много полезных сведений о разнообразии геометрических форм, научится вычленять основные формы в предметах сложной конфигурации.







Кроссворд
ВЕСНА



По вертикали:
1.      На почве серой, под кустом,
Лишь снега ком уплыл,
Возник ... озорно,
Цвет неба повторив.
2.      Ручьи и реки слились везде -
Бушует...
По горизонтали:
3.      Бежит по небу колесница,
Земля дрожит, огонь струится.
4.      Цветок в воде родится,
В цвет солнышка рядится,
А струй дождя боится.
ОТВЕТЫ
По вертикали: 1. Подснежник. 2. Половодье.
По горизонтали: 3. Гроза. 4. Кувшинка.






КРОССВОРД
"ЗИМА"

1. Время зимнее настало; там, где раньше рос укроп, возвышается…
2. Дед Мороз, когда темно, к нам приходит под окно рисовать на нём… 
3.  Два железных коня у меня, по реке они возят меня.
4. Ветки белой краской разукрашены, рассыпано серебро на крышу нашу. 
5.  Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
6. Серебристой бахромой на ветвях висит зимой.
7. Я внучка Мороза и Вьюги; со мной снежинки-подруги весёлый ведут хоровод.
8. Вот серебряный лужок, он хорош зимой, а весною не найдёшь.
9. Всё лето стояли, зимы ожидали, дождались поры – помчались с горы.

КРОССВОРД
"ОСЕНЬ"


По вертикали:
1.   Потемнела неба просинь,
Значит за окошком...
2.   Надела детвора пальто -
Солнце не дает ...
3.   Залюбовался пейзажист:
Сорвался с клена желтый ...
4.   Окрепшая и кочевая
Пролетела птичья ....
По горизонтали:
5.   Наряден школьник, букеты - в ряд,
Месяц тот зовут..
ОТВЕТЫ
По вертикали: 1. Осень. 2. Тепло. 3. Лист. 4. Стая.
По горизонтали: 5. Сентябрь



Кроссворд
ИМЕНА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ


По горизонтали:
1.      Имя принца, Одеттой любимого,
Из «Озера Лебединого».
2.      Из бутылки наш герой,
Старик с волшебной бородой.
3.      Он веселый человечек,
Выросший в Италии,
Там, где зреют апельсины
И лимоны, и маслины,
Фиги и так далее.
4.      Девочка милая
Утешением стариков была,
Да растаяла
В жарком пламени костерка.
5.      Очень простой вопрос -
Девочки Элли любимый пес.
6.      Эта девочка настолько мала,
Что могла спрятаться в чаше цветка.
7.      Гусь - путешественник и друг неплохой,
Взявший мальчика Нильса с собой.
По вертикали: имя девочки необычайной,
обронившей башмачок хрустальный.
ОТВЕТЫ
1. Зигфрид. 2. Хоттабыч. 3. Чиполлино.
4. Снегурочка. 5. Тотошка. 6. Дюймовочка. 7. Мартин.




ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА 
"ОВОЩИ И ФРУКТЫ"




video


Речевые игры детей
Развиваем речь играя

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть? " - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева? " - "Корень, ствол, ветки, листья. " К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.) .
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? " Можно просто спросить: "Какой он? " Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Игры
Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх. 
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким? " - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? " Или: "Что бывает широким? " - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река? " Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др.
На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Вот примеры нескольких игр.
1.     «Отгадай предмет по его частям»
    эту игру можно играть в двух вариантах. 
Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы.
Попробуйте!
2.     «Отгадай предмет по описанию»
Условия игры те же, что и в предыдущей.
Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.
3.     «Шаги» (Кто быстрее доберется до.)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт! "
Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.
4.     «Придумай фразу»
Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений из лото "Что мы делаем".
Описание игры: показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов, затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. 
Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице. 
Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
5.     «Расскажем про Олю и зайчика»
Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.
Описание игры. Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».
6.     «Добавь слово»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и. (стала умываться) .
— Коля оделся и. (побежал гулять) .
— Он замерз и. (пошел домой) .
— Стали они играть. (с зайчиком) .
— Зайчик испугался. и (побежал, спрятался) 
— Девочка обиделась и. (ушла, заплакала) .
В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения. 
Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.», а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложения — это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.
В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно также включать в повествования диалоги действующих лиц, при этом очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку рассказать еще раз, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок («Волк и козлята», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»); подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.
7.     «Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Описание игры. Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно. ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).
8.     «Что напутал Буратино? »
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
Описание игры. В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.
9.     «Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький. 
— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный. 
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.) 
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)



Словесные игры.  
Словесные игры – огромная находка для родителей. В них можно играть всегда и везде: на прогулке, когда мама моет посуду или готовит кушать. Словесными играми можно занять ребенка в дороге. Это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у ребенка и пополнят словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции. И если вам удастся увлечь ребенка в дороге, он не станет баловаться и капризничать. Ведь только скучающие дети ведут себя подобным образом.
Дети очень любят играть словами!
Игра «Что из чего сделано? »
Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
Ход игры:
Стакан из стекла – стеклянный
Нож из железа – железный
Чашка из фарфора – фарфоровая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Ложка из дерева - …
Сковорода из чугуна - …
Игра «Ласковые слова»
Цель: активизация ласкательных существительных.
Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:
Санки – саночки
Гора – горочка
Зима – зимушка
Шапка – шапочка
Снег – снежок
Игра «Измени предложение»
Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные, глаголы.
Ход игры: послушай первое предложение и закончи аналогично второе
-Лена поливает цветы. Лена и Коля…
Игра «Кто кем был или что чем было»
Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем.
Ход игры: Кем или чем раньше был:
Цыпленок (яйцом)
Лошадь (жеребёнком)
Лягушка (головастиком)
Бабочка (гусеницей)
Рубашка (тканью)
Рыба (икринкой)
Шкаф (доской)
Хлеб (мукой)
Свитер (шерстью)
Игра «Подбери рифму»
Цель: развивать фонематический слух.
Ход игры: объяснить ребенку, что все слова звучат по разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предложить помочь подобрать слово.
По дороге шел жучок,
Песню пел в траве (сверчок) .
Можно использовать любые стихи или
отдельные рифмы.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова.
Ход игры:
Котенок грустный – веселый
Хозяйка ленивая – трудолюбивая
Волк добрый – злой
Мальчик грубый – вежливый
Рубашка грязная – чистая
Одеяло белое – цветное
Ведро маленькое – большое
Игра «Какая, какой, какое? »
Цель: учить подбирать определения, наиболее соответствующие данному предмету, явлению, активизировать употребление в речи усвоенных ранее слов.
Ход игры: -Я вам буду называть какой-нибудь предмет (явление, а вы по очереди называйте мне как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – пушистая, рыжая, шустрая, быстрая, маленькая, красивая.

Пальто – теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красивое. И др.